И правда, пока мы выбирались наверх на дорогу, поднялся ветер и тучи ушли куда-то к заливу, а впереди развернулось своей особенной осенней синью северное небо. И желтая листва заиграла своими яркими красками.
Дорога со стороны Швеции оказалась на ремонте, мы перебрались на финскую сторону. Остановились пообедать в сердце Лапландии. С одной стороны дороги тайский ресторан, с другой палестинская пиццерия! Палестинцы показались привлекательнее. Мы были единственными посетителями. В зале всего 4 столика, но между ними гоняло детей пять или шесть, а может и восемь, потому что совсем маленькие дети регулярно выползали из-за барной стойки и те, кто постарше, ловко закидывали их обратно. В этом шуме и гвалте, отбрыкиваясь от детей мать семейства, сумела таки донести до нас пиццу.
Чуть подальше Арктический центр. Два здоровенных магазина сувениров. Тут останавливаются туристические автобусы и бизнес налажен. Раньше олень был просто привязан возле входа за веревку. Теперь видно бизнес расширился, и у оленя появилась пара и построен вольер.
Чем севернее едем, тем больше попадается кемпингов. Практически все заполнены. У финнов сезон «русски» - золотое бабье лето.
Пейзажи меняются на северные – меньше деревьев и одни пониже и помельче – цепляются своими корнями за расщелине в граните пытаясь устоять и выжить под северными снегопадами и ветрами.
Мы приезжаем в Каресуандо. Тут шведская и финская дороги сливаются уже в одну автотрассу Е6. И тут находится самая северная церковь в Швеции. Пейзаж отличный, погода супер. Процесс съемки идет с удовольствием. В такие минуты снимаешь, и внутри возникает такое радостно-щемячье ощущение – получилось! Я бегаю по мосту через речку и снимаю церковь.
При этом раз 10 пересекаю Шведско-финскую границу. Даже таможенник вышел на меня посмотреть.
Все!!! Все получилось (и после проявки слайдов – тоже. На выставке будем делать три на полтора метра). Расслабленно удовлетворенный падаю на сиденье машины. Теперь можно и не торопиться.
Все чаще попадается озер, да и они все шире и полноводнее. А вот и стоянки саамов. Семейство явно устроилось на автомобильной парковке на зиму. Все с собой – от чума до небольшого стада оленей. Вокруг чума откровенный срач. Странно, до мусорного бака метров 20 , а не дойти.
![]() |
![]() |
![]() |
Дорога начинает взбираться в горы, вот и озеро вепереди Кильписъярви.
Ну, вот и Кильписъярви. Красота северных гор, озер и осени тут соединяются воедино. За то время, что я отсутствовал, поселок разросся. Построили еще один большой магазин хозтоваров и даже украсили его скульптурами. Выросло несколько новых и красивых кемпингов. Финны молодцы – активно развивают внутренний туризм. На въезде стоянка одинокого саама. В большом чуме - саам, в маленьком живет собака. Мусор вокруг. Оленей нет – видно совсем бедный.
Гостиница комфортом не блещет. Тут или туристы живут или останавливаются на одну ночь проезжающие туристы. Номера спартанские – койка, маленький столик. Из окон дует. Прямо под нашими окнами пасется олень.
Но это все мелочи. Рядом находится Трериксросет. Это вторая цель моего путешествия. Вот эта штука с непонятным названием – место, где сходятся три границы – Швеции, Норвегии и Финляндии. И это самая северная точка Швеции. Изучение карт показало, что туда есть три пути :
- на катере;
- со стороны Норвегии идет дорога;
- и пешком – собственно для этого сюда и приезжают.
Пешеходный маршрут отмели – это двадцать один километр в одну сторону. С фотиками и Юркиной ногой не управимся. Прокатились до Норвегии, благо это километра 3, но и тут разочарование. По этой тропе можно проехать километр от силы – дальше болото. Тут зимой на снегоходах ездят.
Остался водный путь. Путем пороса местных жителей выяснили, что катера в поселке есть, но местные жители извозом не занимаются. А есть тут туристический пароходик, который как раз и возит туристов на тот берег. Звучит обнадеживающе. Отправляемся в гостиницу узнать подробности.
Девушка на ресепшене радостно-восторженная. Болтает без умолку.
- Конечно, можно доплыть. Завтра суббота и будет не три рейса – а два – в 11 и 15 часов.
Она для уверенности записывает все на бумажку и пишет даже сотовый телефон владельца пароходика.
Обрадованные мы едим в ресторане блюдо под названием «Лапландская двойка» - это оленина и лососина с брусничным гарниром.
Вечером проверяю камеры и молюсь чтобы не было дождя……..
Подробности об этом путешествии и другие фотографии можно найти здесь и здесь.