Когда выдалась возможность поездки на Готланд я решил убить сразу двух зайцев. Во первых дать описание маршрута и подготовки, а во-вторых почаще обновлять.

Подготовка


На Готланд мне хотелось посмотреть вблизи давно, еще с тех времен когда я бороздил просторы Балтийского моря. Очень интересно о нем рассказывается и в путеводителях. И самое главное – 15 августа в Скандинавии заканчивается летний сезон и я надеюсь народа будет поменьше. Выдалось 10 дней и решил рвануть. Благо дорога туда достаточно удобна.
читать дальше


Поездка на пароме

Всем хорош паром – один недостаток, что надо вставать рано. Кроме того, часа в три ночи, у меня в номере что-то зазвенело, а что, я так спросонья и не понял, но сон сбил. Лежал, лежал и пошел пройтись по верхней палубе. Светает. Паром уверенно рассекает свинцовую воду. Я стою, опершись на борт, и смотрю, как мы вспарываем утреннее пространство между островами и ностальгия тихонечко где-то глубоко внутри дает о себе знать. Думал ли я, прослужив все время в плавсоставе, несмотря на то, что жутко укачиваюсь (последствия гриппа в детстве) буду скучать по морю. А ведь по ночам, иногда, во сне, я все еще стою на ходовом, подставив лицо соленому ветру и какое то радостное чувство молодости и ожидания чуда новых открытий возникает внутри.

Паром тем временем начинает просыпаться. Первые заспанные пассажиры, поеживаясь выскакивают покурить, самые нетерпеливые начинают нарезать круги возле ресторана ожидая завтрак. Пора и мне.

К моему удивлению и радости паром приходит не в Кильпшер а прямо в Стокгольм. Экономия времени налицо. Вторая радость – на выезде полиция не требует дуть в трубочку на предмет алкогольных паров, что опять-таки позволяет проскочить порт. Таможни и границ здесь нет. А город уже в движении. По моим наблюдениям движение в Стокгольме уже в 7 часов утра достаточно плотное. Скандинавы рано начинают трудиться и соответственно пораньше заканчивают. Я пристраиваюсь за фурами и двигаюсь в сторону кольцевой. Про нашу питерскую кольцевую даже говорить не буду – не с чем сравнивать построенный у нас ужас автомобилиста. В Стокгольме, куда бы вы ни ехали, надо выскочить на дорогу 20 – кольцо, а потом уже можно спокойно рулить. Главное, когда большую часть пути едешь под землей не просмотреть свой выезд.

Мой путь на следующий паром – в Нюсхавн, это 60 км от города. По прекрасной дороге выскакиваю за пределы мегаполиса. Дальше сложнее – строится новая дорога, поэтому скорость ограничена, зато через годик можно будет пролетать со свистом.

Нюсхавн – небольшой городок, откуда идут паромы в польский Гданьск и на Готланд. Захожу на терминал. Пока никого. Что всегда удивляет после Родины, так это то, что все остается открытым. Может камеры где то и пишут, но ничего не видно. Иду прогуляться, чтобы размять ноги. Народ прибывает к терминалу. Контроль и погрузка организованы четко. Паром здоровенный, по моим подсчетам въехало машин 400. Пассажиров вошло 1500, это по радио сказали. Народ, тот, кто берет просто посадочные талоны, тут же занимает ресторанные места. В ресторане соответственно не сесть. Тем более что у них не принято подсаживаться. Кроме того, многие молодые люди снимают кроссовки и кладут ноги повыше – на соседние стулья, чтобы кровь отлила от конечностей. Запах по парому идет – мама не горюй! Я с подносом на руках ищу место, и молодая пара приглашает меня присесть к ним. Скоро народ наедается и впадает в дрему. Плыть 4 часа. И я за компанию покемарю.

Время неторопливо проплывает. Паром прет достаточно быстро – узлов под 20. И скоро на горизонте появляется полоска земли. Мы приближаемся к порту Висби.

Так же быстро разгружаемся. Я включаю навигатор с заранее заложенным адресом и начинаю рулить по подсказкам. Это конечно утопия. Скоро я утыкаюсь в знак, затем в другой, кручу по узким улочкам, выдерживая генеральное направление – на север. Девушка в навигаторе, наконец, радостно сообщает, что я прибыл в точку назначения. Класс , гостиница в пяти метрах. НО! Меня с ней разделяет крепостная стена. Помимо знака, запрещающего проезд, в арке установлена бетонная овечка – символ острова.

Оставляю машину и иду в гостиницу. Название интересное – Hotel1. Ненавязчиво так. Гостиница семейная уютная и красивая. Очень много живых цветов, чистота идеальная. И обстановка и вправду семейная. В любой момент можно зайти попить кофе или чаю, фрукты разложены по вазам – бери что надо. В номере удивила одна вещь – док станция для iPodа. Интернет бесплатный – своя сеть. В общем, все, что надо усталому путнику. Окошко выходит на средневековую улочку.

С парковкой дело сложнее. Въезд транспорта за крепостную стену запрещен. Машину надо оставлять на стоянках снаружи. А вот нахождение места на ней это уже веселое занятие для отдыхающих.























Висбю

Согласно википедии - Висбю (швед. Visby) — главный город шведского острова Готланд. Наиболее сохранившийся в Скандинавии средневековый город.

Чем хорошо в Европе, так это тем, что у вас всегда в запасе 2 часа - разница во времени. Я встаю по-нашему в 7, а у них то 5 и я смело отправляюсь снимать город на рассвете.

Висбю – это уникальный город. Он сохранился в неприкосновенности со средних веков и стал только краше. Это супер место. Гулять по нему можно часами – это не просто город. Местные жители сумели сохранить и развить очарование. Много роз, черепичные крыши и красивые двери и окна. Переулочки, которые выходят на небольшие зеленые площади. Практически нет машин и я сегодня понял в чем еще прелесть. Нет проводов! У нас то, кругом столбы и проволока вдоль и поперек. А у них все под землей, даже антенн нет, и это как то незаметно сохраняет атмосферу старины.


Особенности средневекового города в фотографии


При подготовке и работе в средневековых городах надо всегда учитывать главное – СВЕТ. Улицы узкие и в связи с этим свет попадает узкими и яркими полосами. Тут выручает мягкая фотопленка. Я снимаю на негатив – больше широта. Как на цифру не знаю. С мелким изображением ничего, но мелкие детали в тенях и в светах будут теряться.

Очень хорошо сориентироваться заранее по компасу и посмотреть в интернете на Yahoo откуда будет всходить солнце, и как оно будет двигаться. Англичане даже выпускают специальные таблицы и карты освещенности побережья для фотографов.

Очень хорошо снимать с утра – свет мягкий и в то же время достаточно прорисовывает детали и дает рисунок. Днем практически невозможно – вертикальный свет – мостовые освещены, стены темные. Вечер – как повезет. Но обычно в вечернем свете больше красноты и он более контрастен, чем утренний. В отсутствие солнца получается скучновато. Я обычно в такие дни фотографирую мелкие архитектурные детали и фрагменты.


Итак. Утро. По пути к крепостной стене, которая и должна будет освещаться утренним светом щелкаю пару раз, чтобы глаз раскрыть, городские сцены.

Утро. Все еще спят, и солнышко начинает освещать стены. Друзья, на отпечатках это будет круче чем то, что на сайте. Я сделаю выставку, честнее слово.

Я снимаю вдоль стен, потом перехожу в город на заранее присмотренную верхнюю точку. Тут уходит примерно минут 40 – пока солнце всходит, свет меняется, и я делаю несколько снимков с разным углом освещенности. За это время успеваю пообщаться с владельцами собак, которые выгуливают своих питомцев, спортсменами на физзарядке и просто бабушками и дедушками, которым, наверное, не спится. Люди здесь очень приветливые и разговорчивые.
Потом прогулка по городу, пока свет не начинает уже давать очень контрастную картинку.

Хорошо завтрак в отеле до 11. Хозяйка поинтересовалась, почему так поздно. Я ей объяснил, что по факту рабочий день у меня уже вроде и закончился. Она запричитала и пообещала, что с завтрашнего дня мой завтрак будет на столе с 6 утра. И я всегда могу взять фрукты и йогурт. Вот за это я и люблю семейные гостиницы. Ну как родные.

Отдохнул, а до вечера времени много. И я поехал прокатиться по южной части острова. Она менее привлекательна с фотографической точки зрения. За 5 часов с учетом многочисленных остановок объехал все. Особенности :

  • заборов нет, но как только видишь что-то красивое обязательно колючка или просто проволока с надписью – Частное;

  • как и везде у них нет обочин, а за полотном дороги сразу канава для водостока, поэтому невозможно остановиться для съемки. Я часто просто включаю аварийку, грешен.

Съездил, посмотрел на поля ветряков, электричество здесь добывают за счет ветра. Посмотрел на источник благосостояния – овечек. Посмотрел, как катаются на парусниках. Все это в основном на пленке.

Вечером опять Висбю, только вечерний. Тихий и уютный. Но о нем - в следующий раз!


Все фотографии поездки можно посмотреть в альбоме